Порядок действий при ликвидации предприятия

В экономически сложные времена резко заметен спад промышленности, экономический кризис, отсутствие инвестиций, ужесточение кредитно-денежных отношений. Тем, кто терпит череду нескончаемых неудач и предвидит скорый конец своего бизнеса остается упразднить либо реконструировать дело.

Ликвидация фирмы

Основой, контролирующей процедуры упразднения и реконструкции, вправе считаться Гражданский кодекс Российской Федерации. В постоянно совершенствующемся праве выделяется ряд законодательных актов, содержащих схемы конкретных действий.

К ним относят:

  • Трудовой кодекс Российской Федерации.
  • ФЗ от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».
  • ФЗ от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».
  • ФЗ от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
  • ФЗ от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
  • ФЗ от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных предприятиях».
  • ФЗ от 03.11.2006 « 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».
  • ФЗ от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и прочие.

Ликвидация и реорганизация

Статьи 61 и 62 ГК РФ закрепляют, что ликвидация свидетельствует об упразднении компании в целом и сопровождается погашением финансовой задолженности перед кредиторами.

Определено два пути упразднения любого предприятия:

  • добровольный;
  • принудительный;

Создатели или управленческий аппарат без посредничества судебных органов юстиции вправе решить ликвидировать свое дело.

Дополнительно упразднение возможно:

  • по окончании периода либо при осуществлении действий, для которых создавалось;
  • при выходе деятельности за рамки учредительных документов;
  • исчерпание ресурсов для дальнейшей деятельности;

При отсутствии кредиторской задолженности, что типично для передачи готового бизнеса другому владельцу, широко распространена ликвидация путем смены руководящего состава организации.

Соответственно 57 – 60 статьям ГК, реорганизацией считается вариант закрытия организации с обязательной передачей его прав и обязанностей к прочим лицам (правопреемство). Реконструировать организацию возможно, как и при ликвидации, принудительно или добровольно.

Российское право выделяется 5 способов добровольной реорганизации:

  1. объединение;
  2. примыкание;
  3. расщепление общего дела на ряд независимых;
  4. выделение обособленных предприятий;
  5. преобразование – смена правовой формы организации;

Слияние, присоединение, разделение и преобразование прекращают деятельность организации, выделение об этом не свидетельствует.

Документами, регулирующими реконструкцию организации, считают передаточный акт и разделительный баланс, в которых прописываются сведения о переходящих правах и обязанностях (с включением оспариваемых). Отсутствие вписанного правопреемника подразумевает солидарную ответственность возникающих предприятий.

Решения об упразднении или реконструкции по возможности должно согласовываться с вышестоящими контрольными организациями.

Частные случаи

Статьями гражданского законодательства и нормативно-правовыми актами закреплены положения, в текстах которых содержатся прямые указания о возможных вариантах упразднения и пертурбации относительно ряда определенных форм существующих юридических лиц.

Так, например:

  • Хозяйственным товариществам и обществам одного вида возбраняется переустройство в некоммерческие или унитарные коммерческие организации (п. 3 ст. 68 ГК РФ).
  • Полное товарищество с единственным участником упраздняется или переоформляется в хозяйственное общество (п. 1 ст. 81).
  • Товарищество на вере упраздняется при выходе всех вкладчиков либо преобразовывается в полное товарищество (п. 1 ст. 86).
  • Производственный кооператив преобразуется в хозяйственное товарищество или общество (ст. 106.6).
  • Фонды упраздняются по решениям судебной инстанции. Реконструкция возможна относительно негосударственных пенсионных фондов (п. 3, 4 ст. 123.17, п. 2 ст. 123.20).
  • Государственное или муниципальное учреждение в определенных случаях преобразуется в некоммерческую организацию (п. 7 ст. 123.22).
  • Религиозная организация, ни при каких обстоятельствах, не вправе изменить организационно-правовую форму (п. 3 ст. 123.26).

Проведение ликвидации регламентировано статьей 63 ГК РФ:

  1. решение об упразднении единогласно постановляется управленческим аппаратом или создателями организации; назначаются специально уполномоченная комиссия, сроки, порядок мероприятий;
  2. вышеуказанный документ подается в органы ФНС, вносящие в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) соответствующую отметку;
  3. ликвидатору сразу же передаются полномочия управленческой деятельности организации;
  4. в специализированном издании СМИ («Вестник государственной регистрации») печатается извещение установленной формы об упразднении предприятия путем его ликвидации;
  5. каждому кредитору направляются письменные извещения о ликвидации, порядке и сроках заявления претензий по долгам;
  6. банковские счета закрываются или переоформляются на ликвидационную комиссию;
  7. работники предприятия подлежат извещению и последующему увольнению, согласно действующему трудовому праву;
  8. в течение 2 месяцев принимаются требования кредиторов (претензии, поданные за пределами установленного времени, оплачиваются за счет оставшегося нереализованного имущества);
  9. проводится работа по обнаружению и востребованию дебиторской задолженности;
  10. производится инвентаризация материальных ценностей;
  11. опись имущества ликвидируемого, а также обоснованные заявленные претензии кредиторов вносятся в промежуточный ликвидационный баланс;
  12. согласно очереди производится погашение долгов кредиторам юридического лица;

Если выявлен недостаток средств ликвидируемого предприятия для выплаты кредиторской задолженности, ликвидатор обязан прибегнуть к проведению судебной процедуры признания подконтрольного юридического лица несостоятельным (банкротом). Очередность (ст. 64 ГК РФ):

  1. прежде всего, происходит удовлетворение требований граждан жизни или здоровью которых ликвидируемым был причинен вред;
  2. во 2 очередь выплачиваются заработные платы и выходные пособия гражданам, состоящим с предприятием в трудовых отношениях;
  3. в 3 очередь погашается задолженность бюджетным и внебюджетным фондам и организациям по обязательным платежам;
  4. в 4 очередь производятся выплаты кредиторам:
    • комиссия занимается составлением и утверждением окончательного ликвидационного баланса;
    • нераспределенное имущество передается его учредителям;
    • в ЕГРЮЛ вносятся сведения о прекращении деятельности предприятия;

Ликвидация муниципального предприятия

Муниципальные предприятия наделены правом эксплуатации и управления имуществом муниципальных образований, переданным им для выполнения поставленных функций, обеспечения работоспособности. Закрытие деятельности муниципального предприятия производится путем упразднения или реконструкции существующего.

Решение принимает создатель (фактический владелец имущества) либо выносится судебное постановление. Реконструкция производится посредством слияния или присоединения к другому государственному предприятию, выделения нескольких самостоятельных предприятий из одного с сохранением правового статуса.

Упразднение деятельности муниципальных учреждений проходит по стандартному пути процедуры, рассмотренной выше.

Ликвидация унитарного предприятия

Унитарные предприятия, вправе заниматься коммерческой деятельностью, но при этом не распространяют права собственности на подведомственное им имущество. Унитарное предприятие реорганизуется или упраздняется на основании решения собственника имущества либо принудительно. Ликвидация полностью прекращает функционирование предприятия. Процедура производится аналогично ликвидации юридического лица.

Следует отметить, решение об упразднении или реконструкции обязательно должно быть принято управленческим аппаратом унитарного предприятия, если стоимость чистых активов государственного учреждения по истечении финансового года опустится ниже установленного законодательством минимума и не будет восстановлена в течение 3 месяцев.

Гражданское законодательство за период своего существования претерпело ряд кардинальных перемен. В него неоднократно вносятся различные поправки и дополнения, но по сей день целые области права остаются белыми пятнами.

Процедуры ликвидации и реорганизации юридических лиц оказывают необходимое влияние на ограждение финансово-экономической системы и ее участников от последствий некорректной деятельности тех, кто проявляет стойкую неспособность соответствующим образом исполнять взятые на себя обязательства.

С одной стороны можно говорить о необходимости упразднения подобного участника оборота. С противоположной точки зрения, целесообразно попытаться реанимировать предприятие и возродить производителя и работодателя.

Исходя из всего сказанного выше, становится ясно – реконструировать или же упразднить любое юридическое лицо возможно при соблюдении достаточно сложного механизма, требующего применения специальных знаний и привлечения опытных специалистов.

Организации, испытывающие финансовые трудности, благодаря описанным процедурам, имеют возможность защититься от разорения, найти способ восстановления платежеспособности путем закрытия убыточных отраслей собственной деятельности, замены неквалифицированных руководителей на профессионалов, передачи дела в более надежные руки. Только в этом случае можно рассчитывать на достижение определенного результата, соблюдение интересов всех кредиторов и основателей предприятия.

Понравилась статья?
Загрузка...

Получите бесплатную юридическую консультацию прямо сейчас

Оставить комментарий

очиститьОтправить