Порядок получения ЭЦП для физического лица

ЭЦП (электронная цифровая подпись) – это информация об электронном документе, путем криптографической переработки данных и реквизитов с помощью закрытого ключа. ЭЦП позволяет избежать искажений и повреждений информации в электронном виде, а также проверить подлинность принадлежащей подпись владельцу сертификата и ключа ЭЦП.

Электронная цифровая подпись предназначена для использования физическим лицом как подлинный аналог собственной прописной подписи в электронных документах с равной юридической силой с бумажным документом, закрепленного печатью.

Благодаря применению электронных подписей, значительно ускоряются многочисленные операции с коммерческими делами, уменьшается объем работы с документацией и как результат. Значительно экономит время и расходы физических лиц в проведении любых коммерческих операций и заключении договоров.

Чтобы иметь возможность подписывать документы электронным ключом, нужно получить открытый и личный ключи.

Личный ключ представляет собой уникальную очередность символов, необходимых для создания такой же уникальной электронной подписи. Создаётся такой ключ путем установки случайного порядка чисел и может быть доступным только его владельцу.

С помощью открытого ключа владелец сертификата ЭЦП может проверять полученные электронные документы. Открытый ключ может действовать исключительно обоюдно с личным.

Кроме того, открытый ключ открывает дополнительные возможности:

  • просмотр персональной информации о владельце;
  • регистрационный номер;
  • прослеживать срок действия открытого ключа;

Личный ключ никак не может быть вычислен через открытый.

ЭЦП для физлица

Значимость и сфера применения

Электронная цифровая подпись в первую очередь применяется для аутентификации лица, которым был подписан документ. Электронная подпись – это совершенно идентичный заменитель уникальной ручной подписи для случаев, предусмотренных законодательством.

Кроме того, с помощью ЭЦП становятся возможными следующие функции:

  • Управление невредимости документа с ЭЦП. В случае изменения документа (намеренно или случайно, полностью или частично), сама подпись считается недействительной. ЭЦП считается действительной только в том документе, в котором она стоит изначально и может соответствовать только ему.
  • Новая форма защиты документа от кражи и несанкционированного использования, подделок, изменений.
  • Исключаются случаи с отказом от авторства подписи. Уникальная подпись может быть создана только под закрытый ключ, который известен исключительно его владельцу. Потому он не сможет отказаться от подписи, стоящей в документе.
  • Подлинное подтверждение уникальности авторского документа.
Электронная цифровая подпись может использоваться как физическими, так и юридическими лицами. Документ с ЭЦП равносилен по своей юридической силе с бумажным документом с проставленной печатью и собственноручной подписью.

Как работает

Разработано 2 схемы для оформления и работы ЭЦП:

  1. Алгоритм с применением симметричного шифрования используется для проверки наличия арбитра в системе, в качестве третьего лица. Арбитр может пользоваться доверительным отношением участников системы с обеих сторон. Собственно, авторизуя документ, происходит его зашифровка с помощью секретного ключа, который поступает на хранение к арбитру.
  2. Алгоритм на основе асимметричного шифрования – схема наиболее распространена для широкого круга пользователей ЭЦП.

Кроме основных двух схем пользования ЭЦП, есть и другие схемы работы и шифрования электронных цифровых подписей:

  • групповые подписи;
  • неоспариваемые подписи;
  • доверенные подписи;

Тем не менее они являются дочерними в работе с симметрическим и асимметрическим алгоритмом. Эти виды подписей нужны для работы с другими разнообразными задачами и документами с ЭЦП.

Уважаемый читатель, наша статья рассказывает о типовых решениях юридических вопросов.

Хотите узнать,
как решить Вашу проблему?

Напишите свой вопрос ↓

Как и где получить

Физическое лицо может получить электронную цифровую подпись в каждом регионе Российской Федерации, заполнив заявку на оформление, обязательно указав регион проживания.

После заполнения заявку будет отправлена в ближний удостоверяющий центр, и дальнейшие операции будут происходить напрямую с получателем.

Для получения ЭЦП установлен специальный порядок получения сертификата:

  • для начала нужно заполнить регистрационную заявку на получение сертификата ЭЦП;
  • собрать и принести все требуемые документы;
  • оплатить полученный счет согласно прайсу;
  • получить ЭЦП;

Порядок получения

Для получения ЭЦП нужно осуществить массу операций:

  1. Одним из предоставленных способов оформить договор для получения прав пользования услуг ЭЦП: 
    • Бумажный: комплект необходимых документов, подписанных клиентом, оформить в Центре сертификации у администратора регистрации.
    • Электронный или безбумажный договор: ознакомиться с уже составленным договором. Заполнить карту клиента для прикрепления к договору для получения ЭЦП. Вместе с этой картой подавать полный комплект документов администратору регистрационного центра.
  2. Совершить указанную оплату-фактуру за услугу оформления ЭЦП по прайсу.
  3. Оформить заявку на получение открытого ключа ЭЦП.
  4. Предоставить администратору пункта регистрации все необходимые документы.

Какие документы нужны для получения

ЭЦП можно получить как для физического лица, так и для физического лица-предпринимателя:

  • Собрать и принести необходимые документы в региональное представительство.
  • Зарегистрированная карта для оформления и получения сертификата открытого ключа на физическое лицо или физическое лицо-предпринимателя – 2 экземпляра.
  • Идентификационный код – оригинал и копия.
  • Ксерокопии (цветные или черно-белые) основных страниц паспорта.
  • Чистый диск (CDR) или USB-накопитель для записи ЭЦП. Если нужна и печать, то 2 накопителя или 2 диска.
  • Заверенная подписью и печатью доверенность физического лица-предпринимателя – лично или нотариально.
  • Конверт для хранения каждого ключа по отдельности, а также всем набором документов.

Нюансы получения и использования

  • Недостаточное количество предоставленных конвертов физическим лицом может стать причиной невыдачи ЭЦП.
  • В департаменте проверяют все документы на наличие и подлинность. За компьютером нужно будет придумать пароль для ключа подписи и печати. Закрытые ключи сохраняются по одному на диск или накопитель, выдается сертификат о получении ЭЦП.
  • В случае если оформляя заявку, не была отмечена функция «опубликовать сертификат», его не публикуют на сайте, а выдают лично на накопителе или диске, или отсылают на электронную почту.

Как получить ЭЦП для Госуслуг

Чтобы пользоваться Госуслугами, можно воспользоваться электронной цифровой подписью с усиленным квалифицированным сертификатом. Для этого нужно:

  • зайти на портал госуслуг, ознакомиться с услугами без заполнения любых форм;
  • подготовить необходимые документы: паспорт, идентификационный номер, СНИЛС-карта, адрес электронной почты и почтовый адрес (по прописке);
  • обратиться в сертификационный центр и оплатить выбранные услуги;

По истечении определенного времени, центр предоставит следующие документы и возможности:

  • девайс;
  • акт получения девайса;
  • сертификат-соглашение на использование ЭЦП для госуслуг;
  • памятка пользователю.

С помощью полученного девайса можно пользоваться госуслугами физическому лицу.

Стоимость

Зависимо от цели использования ЭЦП, стоимость колеблется от 3000 рублей до 6500 рублей за год:

  • электронная подпись, предназначена для принятия участия в торгах – 5000 руб/год;
  • квалифицированный сертификат для госуслуг – 3000 руб/год;
  • электронная цифровая подпись версии 2.0. (участие в коммерческих торгах, пользование госуслугами) – 6500 руб/год;

Перевыпуск

Электронная цифровая подпись действительна для использования только 1 год. Физическое лицо-пользователь может продлевать срок действия при необходимости. Об истечении срока действия ЭЦП владелец будет проинформирован за 1 месяц до истечения срока.

Теперь пользователь может переоформить ЭЦП заново, не обращаясь в сертификационный центр. Достаточно зайти в личный кабинет на сайте Сертификационного центра и оставить заявку на продление срока действия ЭЦП. При подаче заявки не нужно предоставлять никакие документы, а услуга полностью бесплатная и длится не более 2-х дней.

 ЭЦП упрощает деловую жизнь физического лица, предоставляя возможности:

  • безопасное и конфиденциальное хранение личной информации и документов;
  • ведение оборота документов в электронном виде;
  • современный уровень ведения бизнеса.

Уважаемый читатель, наша статья рассказывает о типовых решениях юридических вопросов.

Хотите узнать,
как решить Вашу проблему?

Напишите свой вопрос ↓

Понравилась статья?
Загрузка...
Оставить комментарий

очиститьОтправить