Формирование резерва по сомнительным долгам проводки

Чем только не соблазняют финансисты различных масштабов нашего рядового гражданина. Жить в долг стало не только признаком наших дней, но и хорошим тоном цивилизованного стиля жизни:

  1. Материальные ценности требуются всем и люди просто не задумываясь, влезают в долги. Основная концепция состоит в том, что тратить заемные средства просто и легко, а отдавать свои далеко не всегда есть желание. В этом банальная психология каждого дня.
  2. Фирмы и предприятия, соблазнившись простотой получения кредитов, открытия кредитных линий и заключения договоров лизинга, имеют по несколько незакрытых договоров, а то вообще заявляют о банкротстве, чтобы избежать оплаты по долгам.

Таким образом, происходит образование задолженности, которая с каждым днем растет, и график тенденции только стремится вверх, не предоставляя шансов выйти из проблемы. Просто, легко и практически незаметно долг переходит в разряд сомнительных, а недобросовестный плательщик значительно теряет свой рейтинг среди деловых партнеров, близких, друзей и коллег.

Документы и ручка

Резервы в БУ

Прежде, чем рассматривать особенности резервов теоретического и практического бухгалтерского учета, который отражает все операции методом двойных записей, следует определиться с тем, что такое сомнительная задолженность.

Как в теории, так и на практике это любой долг в отношении налогоплательщика, имеющий характерные признаки:

  • Возникает как следствие затруднений в области реализации товаров и других материальных ценностей.
  • Отсутствие расчета за выполнение работ, оказание услуг.
  • Непогашенные обязательства перед финансовыми учреждениями и организациями, зафиксированные договорными условиями.
  • Отсутствие выплат по обязательствам, не обеспеченным залоговым имуществом, не имеющим поручительства или банковской гарантии.
Достаточно большой, но далеко не исчерпывающий перечень особенностей сомнительной задолженности, который обязательно отражается в бухгалтерском учете и управленческом анализе. Предусмотренные резервы являются основой нового системного подхода к бухгалтерскому учету.

Предыдущая концепция практически не рассматривала создание особых фондов для резервирования средств на подобные нужды. Новая система основана на следующих принципах. Это ликвидность его активов и повышение их реальной стоимости. Формирование фондов является обязательным для каждого юридического лица в соответствии с п. 70 Плана бухучета РФ № 34н.

Подтверждение выбора

Несмотря на то, что формирование фондов подобного рода является законодательно обусловленной процедурой, она должна быть отражена приказом об учетной политике фирмы:

  1. Выбранная руководством методика основана на экспертной оценке и это должно быть прописано в виде критериев, по которым будет долг отнесен в резервные фонды.
  2. Если предпочтение будет в отношении пропорционального метода, следует устанавливать и четко фиксировать значения в процентах.
  3. Основой выбора одной из методик является задача, которая будет решена путем создания фонда.

Характерно, что увеличение сумм, отнесенных на счет резервного фонда, значительно увеличивает показатели чистых активов. Теория бухгалтерского учета рассматривает создание резерва на счете № 63, а его отчисления относят на прочие затраты, то есть счет № 91/2.

Несмотря на то, что это стандартная бухгалтерская операция, она обязательно должна быть прописана в Приказе № 1, который является отражением генеральной политической линии компании на следующий календарный и финансовый год.

С этим Приказом должны быть ознакомлены под роспись все штатные сотрудники, которые упомянуты как лица, на которых возложены полномочия по исполнению Приказа в целом и его отдельных пунктов, в том числе и создания резервов для погашения сомнительных и иных долгов.

Уважаемый читатель, наша статья рассказывает о типовых решениях юридических вопросов.

Хотите узнать,
как решить Вашу проблему?

Напишите свой вопрос ↓

Пример формирования резерва в БУ

Резервные отчисления рассматриваются в современном бухгалтерском учете достаточно просто. Примеров в ежедневной работе каждого главного бухгалтера достаточно и каждый из них отличается исключительной индивидуальностью.

Однако хрестоматийное решение задачи по формированию резервного фонда можно рассматривать следующим образом:

  • 01 августа 2012 года ООО «А» отгрузило на склады ОАО «Б» промышленную продукцию на сумму 120 000 рублей, в том числе НДС 18 240 рублей.
  • В дальнейшем оговоренные сроки декадных отсрочек были нарушены.
  • Приказ № 1 по ООО «А» рассматривает отнесение сумм задолженности в полной сумме как безнадежной.
  • Руководитель принял решение включать 100 % данной задолженности в резервный фонд сомнительных долгов. Дт сч. 91-2 Кт сч.63 = 120 000, 00
  • Оплата покупателем части долга. Дт сч. 63 Кт сч.91-1 = 50 000, 00
  • С-до сч. 63 = 70 000,00
  • Через полгода ОАО «Б» ликвидировали, списание задолженности Дт сч.63 Кт сч. 62 = 70 000,00.
На основании Плана БУ за №34, такая операция включается в финансовые результаты текущего календарного периода. В случае, если сальдо не списывается до конца текущего года, то оно относится на счет 91 как прочие траты. Одновременно на конец года создаются резервы сомнительных долгов. Система проводок аналогична рассмотренной ранее.

Очень удобна корректировка суммы на отчетные периоды в большую или меньшую сторону. Особое внимание в данном вопросе следует уделять временным периодам, так как исчисление просрочки и работа с ней требует точности буквально до одного дня.

Создание резерва по сомнительным долгам в НУ

Налоговая система отличается некоторыми особенностями учета, формирования базы налогообложения и учетных ставок, которые можно отнести к той или иной системам начисления. Законодательство нашей страны предусматривает проведение расчетных операций по созданию резервов сомнительных долгов с различных позиций, но самым четким есть регламент этих процедур в Налоговом Кодексе России, в частности – ст. № 266.

Ее содержание вкратце следующее:

  1. Она гласит, что у налогоплательщика есть право и возможности создать и провести отчисление в фонд по любым задолженностям.
  2. Исключением являются суммы процентных начислений по ссудам и кредитам.
  3. Создание резервов сомнительных долгов допустимо по окончанию инвентаризационных мероприятий и анализа Дебиторской задолженности на конец отчетных периодов. Ее цель — определить сроки просрочек по уплаты в счет долгов.
  4. Учетной политикой отражается совершение вышеуказанных процедур в Приказе на начало календарного года.
  5. Определение суммы просрочек платежей. Отнесение либо к сомнительным, либо к безнадежным долгам. При этом ее можно включить в созданный резервный фонд или списать за счет него.
  6. Отчисления относят на внереализационные расходы. Тем самым уменьшается база налога на прибыль. Суммы определяют по долгам в индивидуальном порядке. Более 90 дней = 100%; от 45 до 90 = 50%; менее 45 = 0%.

Пример расчета

Расчет следующий:

  • Инвентаризация резервного фонда сомнительных долгов.
  • Четыре контрагента имеют просроченную дебиторскую задолженность.
  • Резерв рассчитывают в среднем как 1/10 от общей выручки компании.
  • В предшествующем периоде осталась некая сумма на счете резерва, к которой прибавляется начисленная в текущем квартале. Это налоговая категория затрат внереализационного характера.

Перенос долга

Процедура регламентируется статьей № 266 Налогового Кодекса. Если суммы не списаны, то они переносятся на следующие далее. Новые резервные остатки скорректированы в большую или меньшую стороны.

При этом может быть два пути решения переноса долгов:

  1. В будущем году будет осуществлен процесс формирования резерв и суммы переносятся.
  2. В противном случае остатки включаются в объем внереализационных доходов.

Разница между НУ и БУ

Формирование резервного фонда в налоговом и бухгалтерском учете существенно различаются. Почему это происходит:

  • Резерва в БУ включает сумму неуплат по реализованной готовой продукции.
  • Размеры и сумма сомнительных долгов в бухгалтерии отображены согласно с решением руководителя. Налоговая система учитывает просрочку на 91й день полностью.
  • Разница в отношении к неиспользованным остаткам. Бухгалтерия относит его на финансовые результаты деятельности фирмы, а налоговой учет требует перенесения на следующие отчетные периоды.

Для того чтобы правильно отражать все нюансы и особенности формирования фондов для погашения сомнительных долгов, необходимо тщательно изучить теоретические вопросы и только после этого переходить к практической деятельности.

Уважаемый читатель, наша статья рассказывает о типовых решениях юридических вопросов.

Хотите узнать,
как решить Вашу проблему?

Напишите свой вопрос ↓

Понравилась статья?
Загрузка...
Оставить комментарий

очиститьОтправить