Для разрешения определенных экономических или юридических вопросов серьезному бизнесмену могут понадобиться сведения о конкретном индивидуальном предпринимателе, хранящиеся в едином государственном реестре. Такие сведения предоставляются налоговыми органами посредством выдачи выписки из ЕГРИП.
Она может пригодиться для следующих целей:
- для совершения определенных сделок с недвижимостью;
- для принятия участия в конкурсах или тендерах;
- для получения денежных займов;
- для получения разрешений или лицензий;
- для заключения сделок и т. п.
Каким образом можно получить сведения из ЕГРИП, сколько это будет стоить и как быстро произойдет — будет описано далее в настоящей статье.
Что такое ЕГРИП и для чего нужна выписка
В соответствии с законодательством сведения, находящиеся в государственных реестрах являются общедоступными и открытыми. Исключением будут сведения, доступ к которым является ограниченным: паспортные данные руководителей организации, место жительства ИП, информация о банковских счетах.
Предоставление таких сведений регулируется нормами Административного регламента, утвержденного приказом Минфина России от 15.01.2015 года № 5н (далее – Административный регламент № 5н), который подробно рассматривает случаи и порядок предоставления информации из реестра, а также основания отказа в ее предоставлении.
Такой документ может понадобиться:
- в банке при открытии счета;
- в Росреестре для проведения сделок с недвижимостью;
- в суде при подаче искового заявления.
Также в ней можно усмотреть сведения о видах деятельности, которыми занимается предприниматель, дату его регистрации в качестве ИП, адрес места жительства и т. п.
Таким образом, в ЕГРИП содержит актуальные данные обо всех индивидуальных предпринимателях, находящихся на территории РФ, а выписка из него представляет собой документ информационного характера, позволяющий узнать важные сведения касаемо предпринимательской деятельности конкретного лица.
Способы получения
Административный регламент № 5н предусматривает несколько способов получения выписки из ЕГРИП:
- электронный документ;
- на бумажном носителе;
- при помощи сторонних лиц.
Электронный документ
Говоря об электронном документе, следует обозначить, что это обыкновенный файл в формате *pdf, который в дальнейшем можно распечатать.
Для получения выписки следует перейти по адресу http://egrul.nalog.ru/ и ввести ОРГН/ИНН или ФИО, место регистрации лица, осуществляющего деятельность в качестве предпринимателя, и ввести специальный код, изображенный на экране. Выписка будет готова моментально, после чего её можно будет скачать и распечатать.
Данный способ получения сведений из реестра является бесплатным, а также очень удобным и быстрым. Однако есть и минусы. Например, при сбое в базах данных ФНС, проблемах с интернет-соединением, получить выписку будет невозможно. Заверить же ее можно только при наличии электронной цифровой подписи.
На бумажном носителе
За бумажной выпиской следует самому идти в налоговую и делать запрос на ее получение. Выбрать можно любую ИФНС, например, ближайшую к дому или офису.
Такой документ выдадут в течение 5 дней после регистрации запроса (а в случае подачи срочной заявки – в день, следующий за днем обращения в ИФНС).
При помощи сторонних лиц
Последний способ получения выписки – с помощью сторонних лиц. Такими услугами занимаются многие фирмы. По запросу предпринимателя или юридического лица, они в течение суток после получения выписки доставят ее курьером в адрес заказчика.
Срок действия выписки из ЕГРИП
Закон не предусматривает ограничений по срокам действия выписки, однако зачастую многие госорганы и фирмы требуют, чтобы выписке из ЕГРИП было не больше месяца с момента ее выдачи. Например, п. 9 ч. 1 ст. 126 АПК РФ требует прикладывать к исковому заявлению выписку, полученную не ранее, чем за 30 дней до обращения в суд.
То есть может случиться такая ситуация, когда якобы предприниматель заключит договор с контрагентом, предоставит выписку из ЕГРИП 15-дневной давности, а на деле окажется, что он уже как неделю прекратил осуществление деятельности в качестве ИП. Такая ситуация хоть и не освободит его от ответственности, однако, головной боли прибавит.
Сколько стоит и можно ли получить бесплатно
Стоимость получения информации из государственного реестра, как было сказано ранее, зависит от срочности предоставления документа. Подавая обычный запрос в налоговую, работники ФНС в течение дня регистрируют заявку и на пятый день, после регистрации запроса предоставляют выписку из ЕГРИП нарочно или по почте. Такая услуга будет стоить 200 рублей.
Стоимость запроса утверждается постановлением Правительства № 462 от 19.05.2014 года и не может быть изменена не иначе как внесением изменений в это постановление или его отменой.
Регистрация запроса в соответствии с п. 42 Административного регламента № 5н представляет собой процедуру, при которой присваивается входящий номер документа и указывается дата его поступления.
Бесплатно выписку можно получить, как было указано выше, на сайте налоговой: http://egrul.nalog.ru/, введя данные об индивидуальном предпринимателе и число, указанное на картинке. Она предоставляется в течение нескольких секунд в виде электронного документа.
В каком случае откажут в получении выписки?
Административный регламент № 5н предусматривает исчерпывающий перечень случаев отказа приема запроса при личном обращении в ИФНС:
- отсутствие в запросе подписи физического лица, обратившегося в ИФНС;
- отсутствие в запросе адреса лица, подавшего заявку на получение информации по почте;
- при обращении юридического лица или ИП отсутствие:
- наименования организации-заявителя или ФИО предпринимателя;
- сведений об ОГРН (ОГРНИП) и ИНН;
- подписи и ФИО лица, которое подписало запрос;
- при неразборчивости текста заявителя;
- при несоответствии данных проверки электронной подписи заявителя;
- в случае отсутствия полномочий у заявителя на получение сведений в виде электронного документа;
- если при использовании интернет-сервиса у заявителя отсутствует или недостоверен СКПЭП;
- нет информации об оплате госпошлины.
Данный перечень ситуаций отказа, содержащийся в п. 31, 33 регламента, не может трактоваться иначе, чем в нем и подлежит четкому соблюдению сотрудниками налоговой службы, обрабатывающими запрос.
Тот же самый регламент говорит о том, что оснований приостановления процедуры выдачи выписки не может быть.