Как зарегистрировать торговую марку — основные советы

Понятие и отличие торговой марки от товарного знака

В веке инновационных технологий, маркетинговых воин и рекламного апокалипсиса торговый знак и торговая марка плотно вошли в жизнь каждой компании. По своей сути эти понятия ничем не отличаются. Что торговая марка, что знак необходимы для продвижения товара/услуг/компании на рынке. Оба этих термина отличают все похожие объекты продвижения друг от друга, причем чаще всего это происходит с целью выделения своих конкурентных преимуществ.

Мужчина

Если рассмотреть эти понятия подробнее, то становится понятно, что же отделяют их друг от друга. Торговая марка это уже признанный на рынке, объект, которого любят и покупают потребители, ради чего потребители переплачивают деньги. А знак, это то что еще не приносит компании особой успешности, но ведет к этому.

С другой же стороны, торговая марка и товарный знак, оба этих понятия являются собственностью компании, и оба подвергаются регистрации. Однако, если обратиться к ФЗ РФ, то понятия и упоминаний о торговой марки найти нельзя.

Торговый знак, напротив, регламентируется законом. Торговый знак, согласно ГК РФ является обозначением или маркёром компании, который способен выделить ее на рынке от других конкурентных компаний.

Виды торговых марок

Существует сразу несколько классификаций.

По географической принадлежности бывают:

  1. Глобальные.
  2. Отечественные.
  3. Иностранные.
  4. Псевдорусские.

По принадлежности:

  1. Производителя. То есть непосредственного того, кто произвел ту или иную продукцию. То есть именно производитель тратит деньги на продвижение. При этом и стоимость таких товаров выше, а большая часть прибыли поступает именно к производителю.
  2. Марка продавца. Такие товары ориентированы на потребителя с низким доходом, а их реализация происходит по самым низким ценам.
  3. Лицензионная марка. Марка, которая не принадлежит владельцу товара. С продавца взимается определенная плата за использование торговой марки.
  4. Совместная марка. Своего рода кообрендинг. Использование несколькими компаниями одной и той же марки.
  5. Общая марка.

Где проводится регистрация

Прежде всего, следует заметить, что торговая марка, согласно законодательству РФ не регистрируется, ведь такого понятия нет. Любой атрибут компания, регистрируется как торговый знак.

Торговый знак или марка регистрируется в Роспатенте. Такая регистрация обеспечит любому товарному знаку индивидуализацию на рынке, но только на Российском рынке. Зарегистрировать товарный знак можно и по международной мадридской системе, которая обеспечивает защиту на рынке за рубежом. Однако, такая система включает не все страны земного шара.

Но и это еще не все, по желанию, можно зарегистрировать свой товарный знак в каждой стране согласно местному законодательству и правилам.

Как подготовиться к регистрации

Предварительно, перед подачей заявления и обращение в Роспатент следует выполнить такие условия, как:

  1. Проверить торговую марку, которая готовится к регистрации на плагиат. То есть, есть ли, где-то в каком-либо городе в России или за рубежом, торговая марка с похожим названием.
  2. Если торговая марка имеет графический рисунок, то следует подготовить изображение в хорошем качестве.
  3. В торговой марке следует прописать наименование оттенков цветов, которые используются. Многие указывают номера по раскладке в цветах SMYK.
  4. Если торговая марка содержит словесную нагрузку, следует проверить правописание всех слов, а также прописать наименование или предоставить шрифт, в котором будет проходить регистрация ТМ.

Особенности и порядок регистрации

В целом регистрацию ТМ можно поделить на 4 этапа, это:

  1. Проверка обозначения ТМ.
  2. Сбор необходимых документов.
  3. Подача заявления.
  4. Прохождение более серьезной экспертизы.
  5. Получение свидетельства о регистрации.

Сразу же стоит обозначить несколько особенностей регистрации:

  1. Регистрация имени и фамилии в качестве ТМ возможна, при этом процедура оформления аналогичная.
  2. Возможна регистрация ТМ с географическим уточнением. К примеру, «Омские птицы или «Калачевский молокозавод». Однако только в том случае, если юридическое лицо именно там и находится.

Процедура регистрации:

Итак, как было отмечено выше, формально процедуру регистрации можно разделить на 4 этапа, каждый из которых является важным и трудоемким.

Поговорим о каждом этапе подробнее:

1. Подготовительный этап

Прежде всего, необходимо подготовить свою торговую марку к регистрации для этого нужно проверить ее на предмет:

  1. Идентичности с другими конкурентными компаниями. Все дело в том, что согласно положению о регистрации торговых знаков одинаковые или похожие торговые марки не могут сосуществовать вместе.
  2. Разрешения тех или иных словесных, графических и знаковых использований.

Все дело в том, что в ГК РФ существует несколько запрещенных использований.

Существует сразу несколько проверок идентичности торговых знаков:

  1. Экспресс-поиск. Производится в течение 2 или 3 дней. Но только на предмет идентичности по словесным обозначениям.
  2. Полный поиск. Помимо, идентичности с существующими торговыми знаками полный поиск позволяет определить идентичные названия среди тех, кто находится на регистрации, но еще не зарегистрированы.

2. Подача заявки

Следующим этапом при регистрации товарного знака является подача заявления в Роспатент. Это можно осуществить, как самостоятельно, так и через представителей.

На сегодняшний день существует общепринятая унифицированная форма заявления, бланк которого можно скачать на сайте ФГБУ.

Итак, что же, должно быть, в каждом заявлении:

  1. Необходимо прописать данные заявителя. Если речь идет об ИП или о физ. лице, то все его паспортные данные и в том числе место и адрес проживания должны быть указаны. Юридические лица должны дать полные реквизиты своей компании. При ошибочных данных или отсутствия необходимой информации нужно будет изменить заявление, такая услуга обойдется в 4900 рублей.
  2. Каждый товарный знак должен иметь обозначение и указание цветовой гаммы, если таковая имеется. Причем помимо конкретно указанного цвета должно присутствовать оттенки. В случае присутствия в товарном знаке изображения, разрешение картинки должно быть как можно больше от этого будет зависеть качество. Если в период регистрации в данном разделе что-то поменяется, то изменения будут также стоить 4900 рублей.
  3. Все товары и услуги, для которых регистрируется товарный знак, подходят под определенный класс. В общем, на сегодняшний день существует 45 классов товаров и услуг.  Все получается 34 класса для товаров и 11 для услуг. Классификация представлена на сайте ФГБУ.

Отсюда следует, что на один товарный знак, подается одно заявление.

3. Формальная экспертиза заявки в Патентном ведомстве РФ

После того как в Роспатент поступает заявление о регистрации ТМ, ему присваивается номер, а торговая марка отправляется на формальную экспертизу.

Такая процедура включает в себя:

  1. Изучение заявление, проверка на предмет ошибок и помарок.
  2. Проверка оплаты государственных пошлин.
  3. Проверка документов, поданных, с заявлением.

Всего формальная экспертиза занимает до 30 дней, с момента подачи заявления. Если формальная экспертиза пройдено успешно, то лицо, которое регистрирует ТМ должны уведомить о принятии заявления к рассмотрению.

В случае если заявка формальной экспертизы не прошла, заявитель должен внести коррективы в течение 2 месяцев.

4. Экспертиза товарного знака

После того как заявление прошло формальную экспертизу, проводится полная проверка.

Такая процедура, как правило, включает следующие этапы:

  1. Поиск похожих и идентичных зарегистрированных торговых марок.
  2. Выявление процента идентичности заявленных и выявленных торговых марок по значению или/ графическому/ звуковому обозначению.
  3. Выявление процента идентичности заявленных и выявленных торговых марок по категориям товаров и услуг.

В процессе экспертизы, могут возникнуть вопросы и спорные моменты, которые решаются вместе с заявителем. Такая процедура в среднем занимает от 12 до 18 месяцев, однако, этот срок в законе не регламентирован. Результатом, будет являться получение свидетельства о регистрации ТМ.

Срок действия торговой марки

Срок действия товарного знака длится 10 лет, причем не со дня регистрации, а с даты подачи заявления. То есть, несмотря на то, сколько продлится регистрация, несколько месяцев, лет или дней, 10 лет считается со дня подачи заявки. Перед окончанием, срок действия торговой марки, можно продлить с помощью заявления. После подачи заявления на продление, срок действия увеличится еще на 10 лет.

Количество таких продлений неограниченно, но и не бесплатно. На сегодняшний день государственная пошлина на подачу заявления равняется 20 900 рублей 00 копеек.

Ответственность за использование марки

Использование чужой торговой марки карается Уголовным кодексом. Причем в зависимости от времени незаконного использования чужой торговой марки, будет варьироваться наказание.

Следует разобраться подробнее, за который срок и сколько грозит нарушителю:

  1. Если, речь идет о торговой марке, которая используется в смежной отрасли зарегистрированного товарного знака при неоднократном нарушении и причинение ущерба в крупных размерах, то нарушителю грозит, одно из следующих наказаний:
    • Денежный штраф в размере до 200 тысяч рублей или в размере ЗП виновного за 18 ти месячный срок.
    • Общественные работы сроком на месяц, из расчета 8 часов в сутки.
    • Исправительные работы сроком до 2 лет.
  2. Если используется торговая марка с маркировкой регистрации, при этом в РОСПОТЕНТЕ таковая не оформлялась, полагается одно из следующих наказаний:
    • Денежный штраф в размере до 200 тысяч рублей или в размере ЗП виновного за 12 ти месячный срок.
    • Общественные работы сроком на месяц, из расчета 8 часов в сутки.
    • Исправительные работы сроком до 1 года.
  3. Если одно или оба вышеперечисленных условий совершались группой лиц с предварительным условием, то им грозит:
    • Денежный штраф в размере до 300 тысяч рублей или в размере ЗП виновного сроком от 12 ти до 24 месяцев.
    • Арест до 6 месяцев.
    • Лишение свободы до 5 лет.

Услуги и цены

На сегодняшний день в каждом городе страны найдется более 10 компаний, которые готовы взять на себя ответственность в регистрации торговой марки. Конечно, полномочия регистрации торговой марки есть только у Роспатента, однако, помощь с этим делом могут многие компании.

Все дело в том, что подача заявления, да и подготовка марки к регистрации дело очень  щепетильное. Ведь согласно вышеизложенному тексту, все изменения в заявление, уже после подачи караются государственной пошлиной, причем сколько раз будут поданы изменения, столько раз и будет уплачена государственная пошлина.

Исходя из этого, компании, которые занимаются регистрацией, могут предложить следующие услуги:

  1. Подача заявления.
  2. Ответы на запросы экспертизы.
  3. Провести ускоренный предварительный поиск похожих ТМ.
  4. Решения различных вопросов в палате по патентным спорам.
  5. Участие в экспертных заседаниях.
  6. Возможны варианты ускоренной регистрации ТМ.
  7. Консультация и подготовка ТМ к регистрации.

Стоимость услуг компаний, складывается из размера государственных пошлин и тарифов. Под тарифами подразумевается выработка сотрудников в час. Последняя цифра зависит от компаний.

Более того, отдать на аутсорсинг можно, как регистрацию в целом то есть «Под ключ», так и отдельные ее составляющие.

Общие рекомендации

В качестве общих рекомендаций, можно указать следующее:

  1. Лучше всего в процессе регистрации ТМ консультироваться со специалистами. Ведь нюансов в данном вопросе существует неисчисляемое количество.
  2. При выборе обозначения ТМ следует не только тщательно проверить иные идентичные ТМ, но и подготовить красочный и яркий, а главное, понятный целевой аудитории эскиз.
  3. Следует учитывать правила «Русского языка» при написании обозначения ТМ. Конечно, ошибочное написание того или иного слова не может являться причиной отказа в регистрации, однако, вопросов возникнет масса.
Понравилась статья?
Загрузка...

Получите бесплатную юридическую консультацию прямо сейчас

Оставить комментарий

очиститьОтправить