Требования к оформлению должностной инструкции генерального директора

Руководителем любой коммерческой организации чаще всего является генеральный директор. Его назначение, полномочия и должностные обязанности определяются определенными документами – приказами, распоряжениями и прочими нормативно-правовыми актами.

Подписывает документы

Особенности должности

Основная функция, которую выполняет руководитель предприятия – это руководство всеми процессами компании:

  • бизнес-процессами;
  • производственными;
  • хозяйственными;
  • финансовыми;
  • кадровыми;
  • процессы взаимодействия с государством и другими предприятиями.

Поэтому именно руководитель несет полную ответственность за деятельность организации, его финансовые результаты, сохранность имущества и пр.

Должность генерального директора одна из наиболее привлекательных и высокооплачиваемых, но и при этом заключает в себе большую ответственность. Многие забывают о последнем пункте и сталкиваются со всеми сложностями этой профессии только в процессе работы.

Основные обязанности

Процесс руководства предприятием включает в себя много различных аспектов, поэтому генеральный директор должен организовать свою работу таким образом, чтобы делегировать различные функции на уполномоченных сотрудников, которые обеспечат процесс непрерывной работы. Такими сотрудниками являются заместитель генерального директора, финансовый, коммерческий и исполнительный директор.

Основные должностные обязанности генерального директора:

  • Организационные основных процессов деятельности компании.
  • Контролирующие функции.
  • Организация процесса эффективного взаимодействия различных отделов компании.
  • Долгосрочное и краткосрочное стратегическое планирование.
  • Обеспечение выполнения рекомендаций и постановлений со стороны государства Российской Федерации.
  • Исполнение финансовых обязательств перед кредиторами и налоговой службой.
  • Является первым лицом компании, которое несет всю ответственность за ее деятельность (в том числе является подписантом всех документов – договоры, счета, приказы, соглашения и пр.).

Таким образом, функциональная нагрузка на руководителя предприятия высокая и требует высокого профессионализма и достаточных знаний. Кроме теоретической стороны частым требованием является успешный опыт руководства.

Составление и утверждение должностной инструкции

Должностная инструкция является основным документом, регламентирующий все права, обязанности и полномочия определенной должности, а также профессиональные требования к работнику.

Для каждой профессии в компании должна быть составлена и надлежащим образом введена в действии должностная инструкция. Этот документ также необходим для того, чтобы разрешить спор между работником и работодателем.

Какие же задачи выполняет должностная инструкция:

  1. Устанавливает определенные профессиональные и квалификационные требования.
  2. Определяет объем работ, круг обязанностей и пр.
  3. Устанавливает рамки ответственности.

Законодательство не обязывает вводить на предприятии инструкции для работников, если это не медико-фармацефтическая сфера, а также охранная деятельность. Целесообразно составление этого документа в случае отсутствия всех перечисленных пунктов в трудовом договоре.

Предприятие может самостоятельно составить должностную инструкцию (чаще всего этим занимается управление по работе с персоналом) или обратиться в консалтинговую фирму. Крупные предприятия чаще всего идут по первому пути.

Для должности генерального директора составление такого документа необязательно, так как все необходимые требования, обязанности, круг ответственности прописаны в Уставе предприятия и в трудовом договоре. Но если имеется необходимость создание этого документа, то его необходимо утвердить на собрании учредителей и составить об этом документ (протокол собрания).

В случае если учредитель в единственном лице, который также является генеральным директором, то он сам для себя разрабатывает инструкцию и утверждает.

Требования к оформлению и основные пункты документа

Распорядительно-организационные документы в Российской Федерации унифицированы следующим нормативным актом – ГОСТ Р 6.30-2003, здесь также можно найти образец составления.

Согласно ГОСТу должностная инструкция должна включать следующие реквизиты:

  • наименование организации, которая разработала документ;
  • вид документа;
  • дату;
  • регистрационный номер;
  • место составления и издания;
  • гриф «Утверждено»;
  • заголовок и текст документа;
  • визы согласования.

Должностная инструкция должна включать следующие пункты:

  1. Общие положения.
  2. Требования к квалификации (уровень профессионализма, знаний, опыт, образование, владение дополнительными навыками).
  3. Должностные обязанности, которые должны быть подробно и пошагово описаны.
  4. Определение критериев, по которым оценивается успешность и результат работы сотрудника.
  5. Права работника (здесь указывается о праве на получение заработной платы, премии, также на право пользоваться определенными ресурсами компании для выполнения поставленных задач).
  6. Ответственность сотрудника в данной должности.
  7. Права и обязанности работодателя в лице прямого руководителя работника (этот пункт необязателен).
Образец должностной инструкции генерального директора скачать (в формате word).

Чем отличается инструкция заместителя генерального директора

Ввиду того что заместитель генерального директора уже не является первым лицом компании, должностная инструкция этих двух должностей существенно отличается.

Полномочия заместителя руководителя существенно сужаются рамками выделенных обязанностей и ответственности:

  • Генеральный директор представляет интересы предприятия абсолютно во всех вопросах, а его заместитель – только в рамках своих полномочий.
  • Заместитель руководителя назначается на должность не протоколом собрания участников, а приказом.
  • Заместитель контролирует только выделенное ему направление, а генеральный директор ведет контроль за всей компанией. При этом заместителей может быть несколько.

Особенности должностных инструкций руководителей в разных сферах

Несмотря на то что руководящая должность подразумевает одни и те же полномочия, в различных сферах есть свои нюансы и особенности, которые необходимо учитывать при составлении распорядительно-организационных документов для более эффективной работы сотрудника (генерального директора в нашем случае):

  • В медицинских организациях руководитель обязательно должен иметь соответствующее медицинское образование, в круг его ответственности входит соответствующее высокое качество услуг, которое предоставляет клиника, так как речь идет о жизни и здоровье пациентов.
  • Если речь идет о сфере услуг или торговых предприятиях, то генеральный директор такого учреждения должен владеть знаниями в сфере защиты прав потребителя.
  • В строительной сфере руководитель должен обратить особое внимание на безопасность сотрудников, а также на выполнение всех норм и рекомендаций в строительной области. В данной сфере существует большая финансовая ответственность ввиду оборачиваемости крупных сумм.
  • Генеральный директор охранного предприятия в первую очередь обязан взаимодействовать с МВД, ввиду того что предприятия такого рода обязательно лицензируется и находятся на постоянном контроле.
  • На предприятиях общественного питания генеральный директор должен обеспечить, в первую очередь, соблюдение санитарно-эпидемиологических норм и технологических требований.
  • Руководитель банка представляет интересы и несет ответственность перед Центральным Банком Российской Федерации, должен обеспечить соблюдение законодательства в сфере финансов и налогообложения в процессе своей деятельности.
  • В сфере жилищно-коммунального хозяйства руководитель компании обязательно должен вести личный прием граждан, также взаимодействовать с поставщиками сырья для бесперебойного обеспечения граждан водой, теплом, электричеством и пр.
Таким образом, должность генерального директора имеет много особенностей в зависимости от сферы деятельности компании. Но основными моментами являются полная ответственность за деятельность организации, обеспечение ее функционирования, контроль всех процессов.

Для выполнения всех должностных обязанностей генеральный директор должен уметь делегировать часть своих полномочий, в том числе и своему заместителю.

Понравилась статья?
Загрузка...

Получите бесплатную юридическую консультацию прямо сейчас

Оставить комментарий

очиститьОтправить